- Весь Крым -
- Всё о Крыме -
- Крымский мост – светлый путь в будущее Крымский мост – светлый путь в будущее
Крымский мост – светлый путь в будущее
После того, как Крым воссоединился с Россией, появилась необходимость создания альтернативного транспортного сообщения. При рассмотрении всевозможных вариантов оказалось, что возвести Крымский мост через Керченский пролив – самое лучшее решение.
Современные технологии позволяли сделать надежную конструкцию, несмотря на всю сложность необходимых работ. Проект разрабатывали ведущие инженеры страны. Каждый этап строительства требовал использования передовых материалов, которые смогли бы выдержать нагрузки в виде транспорта, высокие температуры в разгар курортного сезона и возможное передвижение льда в зимний период.
Содержание:
История появления крымских мостов
Впервые идея создания моста над Керченским проливом появилась у правительства Британии в 1870 году. Он должен был стать связующим звеном в железнодорожном пути, соединяющим английские и индийские земли. Такая мысль зародилась после создания Индо-европейского телеграфа, но была практически сразу же отклонена в связи с необходимостью огромных финансовых вложений.
Во времена правления Николая II, в самом начале XX столетия, проекты моста подавались на рассмотрение императору, но русско-японская война помешала воплотить их в жизнь. Затем началась Первая мировая и этот вопрос больше не поднимался.
Что придумали немцы?
В середине прошлого века, а именно в 1942-43 гг. немецкие захватчики соорудили мощную канатную дорогу через пролив. Ежедневно с ее помощью на другой берег попадало около тонны различных грузов.
Единственной проблемой оказалось невозможность переправить технику, поэтому Гитлер распорядился сделать пятикилометровый мост. Работы были начаты, но наступление Красной армии разрушило все планы.
Следующий неудачный проект
После того, как Крым был освобожден от захватчиков во время Великой Отечественной войны, было восстановлено канатное сообщение и началось возведение ж/д переезда над Керченским проливом. В результате этих работ в конце 1944 года появилось прямое соединение между Таманским и Крымским полуостровом.
В феврале 1945 по нему прошел состав с членами Ялтинской конференции. Зима была довольно суровая – сильные морозы стали причиной образования толстого слоя льда, который из-за волнений моря активно раскалывался и двигался по проливу.
К сожалению, не все опоры были оснащены ледорезами, в результате более 30% из них были повреждены. Ничего не оставалось, кроме как разобрать тот Крымский мост. Фото хранят память об ошибках того времени, а остатки опор еще долго препятствовали свободному проходу судов по проливу. С тех пор подобных оплошностей не допускалось.
Альтернативный вариант
Следующим проектом был так называемый Царь-мост, на возведение которого правительству нужно было выделить более 2-х млрд. рублей. Но товарищ Сталин был категоричен в этом вопросе, заявив, что царь давно свергнут, да и сумма оказалась слишком велика, поэтому дело приняло новый оборот. Так появилась паромная переправа.
При Брежневе была задумка сделать огромную плотину для автомобильного и железнодорожного сообщения с полуостровом. Но в те времена основные силы и финансирование было направлено на освоение космического пространства и разработку новых технологий.
Наше время: с чего все начиналось
- непредсказуемый климат (жара, ветры, морозы);
- дно, обильно покрытое илом;
- сейсмическая активность.
Название определили в конце 2017 года посредством интернет-голосования. Такую идею предложил президент Путин. Еще были такие варианты: мост через Керченский пролив, более короткое – Керченский. А еще звучала неплохая идея назвать его мостом Воссоединения.
Обработка результатов голосования показала, что лидирует вариант Крымский мост с показателем 64%. Таким образом, вопрос был решен.
Проектные работы
Не так быстро, как хотелось, создавался Крымский мост. Проект, который одобрили, был одним из 4-х подобных, представленных на рассмотрение. В феврале 2016 года было получено разрешение на строительство и появилась возможность приступить к делу. Начались подготовительные работы. В апреле была установлена первая опора.
Согласно утвержденному проекту, полотно берет свое начало на территории Таманского полуострова. Далее дорожная гладь идет через небольшой по размерам и высоте остров Тузла и проходит над Керченским проливом. После чего дорожная артерия огибает северную часть небольшого мыса Ак-Бурун, а затем следует съезд на благодатные земли Тавриды.
Почему Крымский мост через Керченский пролив все же было решено проложить далеко не в самом узком месте? Ответ лежит на поверхности. Если вспомнить, чем закончилась история с предыдущим мостом, станет понятно, что ширина пролива – это существенное преимущество, которое не допустит скопление ледяных глыб у опор в зимнее время.
Безопасность людей, которые будут ехать с одного берега на другой – превыше всего.
Благодаря пролеганию моста через Тузлинскую косу у строителей появилась отличная возможность держать там спецтехнику и строительные материалы, что заметно облегчило работу. Учитывалось расположение грязевых вулканов. А еще такое решение значительно сэкономило затраты электроэнергии и позволило заниматься возведением без необходимости прекращения работы переправы. Посмотрев, как выглядит Крымский мост на карте, можно убедиться в целесообразности такого решения.
Кто принимал участие в работах
Заказчиком строительства стало Управление федеральных автомобильных дорог «Тамань». В конце января 2015 года были объявлены проектанты и строители. Ими стала компания «Стройгазмонтаж». Проектную документацию разрабатывало ЗАО «Гипростроймост».
Финансовые вложения
Окончательную стоимость можно будет назвать под конец 2019 года. Это предполагаемая дата сдачи в эксплуатацию второй части мостового полотна – железнодорожной.
Процесс возведения
Подготовительные работы прошли довольно быстро. Была завезена современная техника и все необходимые материалы. Штат сотрудников строительных организаций состоял из талантливых строителей со стажем. Ведь от этого зависело то, насколько надежным будет Крымский мост. Видео, которых в сети появилось несметное количество, позволяют убедиться в высокой сложности каждого процесса.
За все время было использовано более 6000 свай. Интересно, что на погружение каждой сваи требовалось 25 дней. Четкий график и благоприятные погодные условия позволяли придерживаться заданных сроков.
Длина Крымского моста – 19 км. В каждую из сторон ведут по 2 полосы движения, разделенные высоким отбойником. В случае возникновения необходимости сделать экстренную остановку, есть обочина шириной 1,25 метра. По ней также могут безопасно передвигаться велосипедисты. Но без острой необходимости останавливаться все же не стоит. Движение по Крымскому мосту должно быть безостановочным.
Особенности конструкции
Для создания мостового полотна понадобилось свыше 50 000 тонн металлических конструкций. Цифра впечатляет. Но это еще не все – это только для автомобильной его части. Стыковка происходила методом «надвижки», с совсем невысокой скоростью – всего 20 см. в час.
Применялся параллельный способ проведения работ. Пока в одном месте надвигались металлоконструкции, в другом возводились опоры. Это позволило заметно ускорить процесс.
Для прохода крупных судов в центре есть специальные судоходные арки, под которыми имеют возможность ходить суда высотой до 35 метров над уровнем воды. Ширина арки-пролета составляет 227 метров. Расположены они в центральной части мостового полотна.
Как открывали объект?
Долгожданное официальное открытие Крымского моста свершилось 15 мая 2018 года. Это на целых 6 месяцев раньше предполагаемого срока, потому как все работы проходили со значительным опережением составленного графика. Президент России Владимир Путин прибыл на торжественный момент открытия и проследовал по новенькому мосту на КамАЗе. На преодоление пути потребовалось 17 минут. Следом направлялась колонна из 36 единиц строительной техники.
Подробности можно узнать, посмотрев видео открытия Крымского моста. А уже на следующий день, 16-го числа, переправа была доступна для проезда автотранспорта. Более 14 тысяч автомобилей и мотоциклов в тот день проехали в Крым по новому пути. Это рекордная цифра. Паромная переправа за годы существования не могла обеспечить перемещение на другой берег такого количества транспортных средств.
Крымский мост сегодня – важнейший объект транспортной инфраструктуры, главное предназначение которого – обеспечить удобный доступ на территорию полуострова для всех желающих.
Железнодорожная часть Крымского моста
23 декабря 2019 года стало очередной важной вехой в жизни полуострова и России в целом. Именно в этот зимний день состоялось официальное открытие железнодорожной линии Крымского моста. Президент РФ проехал в кабине первого пущенного локомотива из Керчи в Тамань.
Знаменательному событию предшествовали 5 лет практически полной транспортной изоляции Крыма. Ведь железнодорожное сообщение через Украину было перекрыто еще в декабре 2014-го. Грузы в эти годы доставлялись сначала паромами, а с 2018-го – по новой автостраде. Наконец, «строка века» подошла к концу, навсегда связав Тавриду с материковой частью России.
Напоминаем. Крымский мост, открытый 15 мая 2018 года, стал длиннейшим среди аналогов Европы и России. Совокупная протяженность сооружения составила 19 километров.
Строительство: процесс и цифры
Возведение железнодорожного части Крымского моста шло с опережением графика. Это была историческая стройка. Потому и главный ее этап должен был стать знаковым. Путь прокладывали одновременно в обеих сторон Керченского пролива, используя метод продольной надвижки.
Бригады «шли» навстречу и объединились аккурат на главном, арочном участке, под сводом циклопической металлоконструкции. Именно здесь состоялась стыковка звеньев. Крымское называлось «Керчь», материковое – «Тамань». Так сложилась первая очередь железнодорожного перехода, по которой позднее стали подвозить стройматериалы для второй.
Возведение путепровода длилось 47 месяцев. Было использовано 307 опор и 3500 свай. Крупнейшая из последних имела длину 108 метров, что соизмеримо с высотой 36-этажного здания. Ее забили в «сложный» грунт.
Чтобы уложить на Крымском мосту 2-путную железнодорожную колею, понадобилось колоссальное количество металла – 160000 тонн. В прокладке 19-километрового участка использовано 5000 тонн термоупрочненных рельсов Р65 и 76000 шпал из специального железобетона. Стройматериалы для экспериментального пути создавались с учетом особенностей климата, уровня влажности и сейсмической активности региона.
Интересный факт! Железнодорожная арка Крымского моста обладает колоссальной массой – 6000 тонн. Это эквивалентно 14 комплексам МКС. Дистанция между опорами составляет 227 метров, что соизмеримо с двумя футбольными полями.
Железная дорога через Керченский пролив стала уникальной. Поезда идут по ней без характерного ритмичного стука. Металлоконструкции сварены в 440-метровые «плети» так, что швы практически незаметны. Общая длина сварных сочленений – 118 километров. Они превратили 11000 отдельных элементов в 306 пролетов.
Перспективы
По утверждению проектировщиков, бесстыковая железная дорога способна выдержать 9-балльное землетрясение. По ней могут ездить грузовые поезда общей массой 7100 тонн со скоростью 120 км/ч, пассажирские – 80 км/ч. Диапазон допустимых внешних температур составляет -27оС…+57оС.
Предельная ежедневная пропускная способность пути – 96 поездов. Проектный минимальный интервал движения близок к режиму метрополитена: 150 секунд для пассажирских составов и 250 секунд – для грузовых.
Сегодня завершается строительство железнодорожной станции «Керчь – Юг», на которую будут входить составы из Тамани. Первый поезд прибыл туда в декабре 2019-го, но остановка была «технической». После обустройства подъездных путей вокзал превратится в важное звено транспортной инфраструктуры. Железнодорожная ветка Крымского моста стала крупнейшей в истории России, и это внушает гордость.
Охрана моста
Обязательным условием является обеспечение безопасности каждого участника движения. Проезд по Крымскому мосту не представляет угрозы для жизни, потому как вокруг него оборудована так называемая зона безопасности, которая ограничивает доступ и не позволяет противнику совершать маневры в случае атаки.
Защита территории обеспечивается в 4-х зонах:
- земля. Ограничение доступа к объекту, оперативный выезд спецгруппы на мост, создание пунктов пропуска в случае возникновения опасной ситуации. Онлайн камера Крымского моста помогает контролировать обстановку;
- воздух. Созданы специальные радиолокационные станции, рассчитанные на одновременное обнаружение и поражение нескольких десятков целей. При необходимости могут применяться ракеты. В состоянии готовности к вылету находятся вертолеты и бомбардировщики. В распоряжении имеются средства радиоэлектронной борьбы;
- на воде. Круглосуточно дежурит патруль Черноморского флота, состоящий из катеров и кораблей. Каждое судно, направляющееся под мост, сопровождается патрульными, во избежание отклонения от курса. Конструкция моста оснащена противотаранными палами;
- под водой. Обеспечена беспрерывная работа подводных гидрофонов. При обнаружении противника на место направляются скоростные катера «Грачонок» и «Раптор».
Эти факторы гарантируют полную безопасность гражданам, планирующим совершить проезд по Крымскому мосту.
Благо для народа
Отныне в Крыму началась новая жизнь. Благоприятные перемены теперь будут происходить во всех отраслях экономики. Для многих инвестиционных проектов откроются новые перспективы.
Что касается товарооборота с материковой частью России, то отныне он должен стабилизироваться и в несколько раз увеличиться в объемах. Крымская продукция – вина, ароматические масла, изделия из дерева, рыба, морепродукты и лечебная косметика с этих пор будет доступна во всей стране.
Но самое главное – это туристическая привлекательность. Теперь для каждого, кто изъявит желание организовать хороший отдых в Крыму, будет доступно прямое сообщение с полуостровом. Сейчас многих интересует, сколько стоит проезд по Крымскому мосту. К счастью, пересечение пролива по современной дороге совершенно бесплатно!
Что требуется от водителей транспортных средств, так это соблюдение правил, которые действуют на этом участке. Максимально допустимая скорость во время движения по Крымскому мосту – 90 км/ч. Если придерживаться таких показателей, то можно оказаться на другой стороне пролива уже через 15 минут.
Комфорт, доступность и существенная экономия времени и средств – главные преимущества, которые ощутил народ. Отныне дороги в Крым стали удобными и безопасными.