- Весь Крым -
- Всё о Крыме -
- Южнобережное шоссе Южнобережное шоссе
Южнобережное шоссе
Южнобережное шоссе в Крыму – автомобильная дорога на Южном берегу полуострова. Фактически это участок трассы, связывающей Симферополь с Севастополем. Начинается он в долине перед Ангарским перевалом и заканчивается на въезде в город Севастополь. В реестре региональных автомобильных дорог значится под номером 35А-002.
Дорога следует мимо всех поселков и городов ЮБК, знаменитых вершин и скал. Прорезает горы.
С нее открываются самые красивые виды на море. ЮБШ построили в качестве альтернативы Старой Севастопольской трассе. Пустили по нему длиннейшую в мире троллейбусную линию. Возвели экспериментальный Гурзуфский мост. Шоссе значится в списке достопримечательностей Крыма, однако знают об этом немногие.
Дорога следует мимо всех поселков и городов ЮБК, знаменитых вершин и скал. Прорезает горы.
С нее открываются самые красивые виды на море. ЮБШ построили в качестве альтернативы Старой Севастопольской трассе. Пустили по нему длиннейшую в мире троллейбусную линию. Возвели экспериментальный Гурзуфский мост. Шоссе значится в списке достопримечательностей Крыма, однако знают об этом немногие.
Содержание:
Где находится Южнобережное шоссе в Крыму
Как уже говорилось, Южнобережная трасса регионального значения значится на картах как 35А-002. Формально она начинается на выезде из Симферополя и заканчивается у Севастополя. Однако даже в такой точной «науке», как картография, есть нюансы, и мы вам их откроем. Дело в том, что называть Южнобережное шоссе таковым можно лишь с участка у села Привольное.
Между Симферополем и Привольным каждый отрезок трассы носит отдельное имя. В Лозовом, Ферсманово и Андрусове это улица Ялтинская. В Пионерском и Добром – Алуштинская. В Заречном – Предгорная улица, в Перевальном – Дачная. В Привольном же, где река Ангара огибает площадку с придорожным ресторанчиком, фактически стартует Южнобережное шоссе. Происходит это примерно на 25 километре со стороны крымской столицы.
Завершается на Ялтинском кольце, города Севастополь. Ниже на карте показано Южнобережное шоссе в Крыму.
Проехать по знаменитой трассе можно автобусами, машиной и даже троллейбусами. Последние ходят из Симферополя и Алушты до автовокзала Ялты. Дальше – на чем-нибудь без «антенн». Влиться в поток можно со Старого Севастопольского шоссе в районе Ливадии (юг) или Гончарного (запад). Также в Алуште (Судакская дорога).
Координаты крайних точек ЮБШ (центр/запад): 44.791014, 34.340759/44.538698, 33.600303.
Между Симферополем и Привольным каждый отрезок трассы носит отдельное имя. В Лозовом, Ферсманово и Андрусове это улица Ялтинская. В Пионерском и Добром – Алуштинская. В Заречном – Предгорная улица, в Перевальном – Дачная. В Привольном же, где река Ангара огибает площадку с придорожным ресторанчиком, фактически стартует Южнобережное шоссе. Происходит это примерно на 25 километре со стороны крымской столицы.
Завершается на Ялтинском кольце, города Севастополь. Ниже на карте показано Южнобережное шоссе в Крыму.
Проехать по знаменитой трассе можно автобусами, машиной и даже троллейбусами. Последние ходят из Симферополя и Алушты до автовокзала Ялты. Дальше – на чем-нибудь без «антенн». Влиться в поток можно со Старого Севастопольского шоссе в районе Ливадии (юг) или Гончарного (запад). Также в Алуште (Судакская дорога).
Координаты крайних точек ЮБШ (центр/запад): 44.791014, 34.340759/44.538698, 33.600303.
Описание шоссе
Южнобережное шоссе в Крыму состоит из двух основных участков: «Симферополь – Ялта» и «Ялта – Севастополь». Первая часть гораздо старше второй. Она идет на юго-восток через долину, вдоль рек Салгир и Ангара. Потом взбирается на Ангарский перевал (752 метра) и скатывается вниз, в Алушту. Общая протяженность этого пути составляет около 15 километров (с пригородными участками – примерно 37). Вторая часть бежит по-над морем в окружении живописных гор, скал и долин. Длина участка – более 65 километров.
Из Симферополя в Ялту
Формально отрезок «Симферополь – Ялта» начинается на Ангарском перевале и пролегает через ряд поселков.
Среди них: Лозовое и Пионерское, Андрусово и Доброе (именно здесь делают знаменитое мороженое), Перевальное, Привольное и Заречное. Дальше – Изобильное, Верхняя и Нижняя Кутузовки. Из Алушты ЮБШ бежит мимо Виноградного, Кипарисного, Малого Маяка, села Пушкино, Лаврового. Минуя Краснокаменку и Гурзуф, оставляет внизу Ай-Даниль и Никиту. После Массандры спускается серпантином в Ялту, но уходит вправо и пролегает над городом.
Участок «Симферополь – Ялта» показывает гостям массу природных красот. Сразу за столицей слева простирается Симферопольское водохранилище. За ним – Кесслерский лес, дальше – вершина Хаясы. В Пионерском возвышается гора Курган. В Добром (справа) – Сейер-Оба. Близ Привольного прячутся в синем мареве горы Замана и Пахкал-Кая.
Любители вершин и лесных массивов обязательно сделают остановку в «кармане» Холодной балки. Здесь царит нетронутая природа, а температура воздуха всегда на несколько градусов ниже, чем в округе. Дальнейший путь пролегает вдоль крутого склона. Перед перевалом встречают горы Ангар-Бурун и Сахарная головка.
За КПП виды кардинально меняются, и открывается исполин Демерджи. Здесь уже пахнет морем, а вдали виднеется синий простор. Однако от водителей требуется максимум осторожности: впереди – пресловутый Тещин язык, коварный серпантин с крутейшими слепыми поворотами.
Тем, кто преодолел опасный участок, можно расслабиться. Дальше – накатом на тормозах, наслаждаясь видами и островками прохлады. Дорога – отличная, с рядом карманов. На спуске в Алушту открывается широкая долина реки Демерджи, засаженная виноградниками. На въезде в город замер на постаменте настоящий танк САУ-100. Чуть дальше (справа) сияет куполами новый храм царственных страстотерпцев.
Из Алушты ЮБШ начинает крутой подъем. В районе Виноградного слева видна мини-копия Аю-Дага, гора Кастель.
Здесь же – Малый Ай-Тодор и вершина Трампета. Справа – Парагильмен.
Минуя поселок, придется проехать по экспериментальному мосту, под которым скромно журчит Авунда. Над всем этим великолепием – вершины Мартын-Кош и Авинда. Яркой белой точкой на фоне синего неба смотрится Беседка Ветров.
За Гурзуфом открывается панорамный вид на Аю-Даг.
Спустя еще 4 прибрежных поселка гостей встречает негласный страж Массандры – бронзовый орел на скале. Дальше – затяжной спуск в Ялту в окружении полосатых горных склонов, сосновых массивов и субтропической зелени. Здесь можно бы остановиться, но путь лежит дальше, в город-герой Севастополь.
Среди них: Лозовое и Пионерское, Андрусово и Доброе (именно здесь делают знаменитое мороженое), Перевальное, Привольное и Заречное. Дальше – Изобильное, Верхняя и Нижняя Кутузовки. Из Алушты ЮБШ бежит мимо Виноградного, Кипарисного, Малого Маяка, села Пушкино, Лаврового. Минуя Краснокаменку и Гурзуф, оставляет внизу Ай-Даниль и Никиту. После Массандры спускается серпантином в Ялту, но уходит вправо и пролегает над городом.
Участок «Симферополь – Ялта» показывает гостям массу природных красот. Сразу за столицей слева простирается Симферопольское водохранилище. За ним – Кесслерский лес, дальше – вершина Хаясы. В Пионерском возвышается гора Курган. В Добром (справа) – Сейер-Оба. Близ Привольного прячутся в синем мареве горы Замана и Пахкал-Кая.
Любители вершин и лесных массивов обязательно сделают остановку в «кармане» Холодной балки. Здесь царит нетронутая природа, а температура воздуха всегда на несколько градусов ниже, чем в округе. Дальнейший путь пролегает вдоль крутого склона. Перед перевалом встречают горы Ангар-Бурун и Сахарная головка.
За КПП виды кардинально меняются, и открывается исполин Демерджи. Здесь уже пахнет морем, а вдали виднеется синий простор. Однако от водителей требуется максимум осторожности: впереди – пресловутый Тещин язык, коварный серпантин с крутейшими слепыми поворотами.
Тем, кто преодолел опасный участок, можно расслабиться. Дальше – накатом на тормозах, наслаждаясь видами и островками прохлады. Дорога – отличная, с рядом карманов. На спуске в Алушту открывается широкая долина реки Демерджи, засаженная виноградниками. На въезде в город замер на постаменте настоящий танк САУ-100. Чуть дальше (справа) сияет куполами новый храм царственных страстотерпцев.
Из Алушты ЮБШ начинает крутой подъем. В районе Виноградного слева видна мини-копия Аю-Дага, гора Кастель.
Здесь же – Малый Ай-Тодор и вершина Трампета. Справа – Парагильмен.
Минуя поселок, придется проехать по экспериментальному мосту, под которым скромно журчит Авунда. Над всем этим великолепием – вершины Мартын-Кош и Авинда. Яркой белой точкой на фоне синего неба смотрится Беседка Ветров.
За Гурзуфом открывается панорамный вид на Аю-Даг.
Спустя еще 4 прибрежных поселка гостей встречает негласный страж Массандры – бронзовый орел на скале. Дальше – затяжной спуск в Ялту в окружении полосатых горных склонов, сосновых массивов и субтропической зелени. Здесь можно бы остановиться, но путь лежит дальше, в город-герой Севастополь.
Из Ялты в Севастополь
Этот участок Южнобережного шоссе в Крыму не менее живописен, чем предыдущий. Уже за поселком Горное, кроме моря, взору открывается целая вереница вершин – знаменитая Могаби, Лисичка, Ай-Никола, Крестовая, Каракули-Кая. На территории Гаспры можно увидеть Ласточкино гнездо. В районе Кореиза стоит молчаливым стражем Ай-Петри, а над трассой к нему тянется линия фуникулера.
Между Алупкой и Симеизом можно наблюдать каменных сестер-близнецов Шан-Кая – большую и малую. Дальше ЮБШ делает петлю. Здесь гостям предстают горы Кошка и Ермиташ.
До самого Фороса транспорт «сопровождают» светлые обрывы Ай-Петринской яйлы. На здешней смотровой площадке стоит остановиться, чтобы насладиться великолепными видами.
К северу от Фороса высится одноименная гора. Правей нее – Красная скала с Форосской церковью. Левее – вершина Челеби-Яурн-Бели и пара Парусов. В районе мыса Сарыч трасса пролегает практически над морем. Отсюда (если вы не за рулем, конечно) отлично видно гору Хамелеон, двуглавую Ильяс-Кая и Деликли-Бурун.
Дальше шоссе уходит через противообвальную галерею в сторону перевала. Здесь, на завораживающей высоте Куш-Кая, самый лучший вид на Ласпинскую бухту. За перевалом трасса постепенно снижается, оставляя справа вершины Кутур-Кая и Дрюмлер-Баир. К слову, асфальтовое покрытие тут особое, антипробуксовочное, и по одной полосе в каждую сторону. Гостям стоит иметь это в виду и не разгоняться на прямой, как стрела, дороге.
На авторазвязке перед Гончарным разворачивается роскошная панорама горной долины. Справа – Домус-Аран, Каяташ и Биюк-Коль-Бурун. За Гасфортовским озером ландшафт окончательно становится пологим. Отсюда – всего 7 километров до Ялтинского кольца и конечной точки долгого пути. Дальше – город-герой Севастополь.
Между Алупкой и Симеизом можно наблюдать каменных сестер-близнецов Шан-Кая – большую и малую. Дальше ЮБШ делает петлю. Здесь гостям предстают горы Кошка и Ермиташ.
До самого Фороса транспорт «сопровождают» светлые обрывы Ай-Петринской яйлы. На здешней смотровой площадке стоит остановиться, чтобы насладиться великолепными видами.
К северу от Фороса высится одноименная гора. Правей нее – Красная скала с Форосской церковью. Левее – вершина Челеби-Яурн-Бели и пара Парусов. В районе мыса Сарыч трасса пролегает практически над морем. Отсюда (если вы не за рулем, конечно) отлично видно гору Хамелеон, двуглавую Ильяс-Кая и Деликли-Бурун.
Дальше шоссе уходит через противообвальную галерею в сторону перевала. Здесь, на завораживающей высоте Куш-Кая, самый лучший вид на Ласпинскую бухту. За перевалом трасса постепенно снижается, оставляя справа вершины Кутур-Кая и Дрюмлер-Баир. К слову, асфальтовое покрытие тут особое, антипробуксовочное, и по одной полосе в каждую сторону. Гостям стоит иметь это в виду и не разгоняться на прямой, как стрела, дороге.
На авторазвязке перед Гончарным разворачивается роскошная панорама горной долины. Справа – Домус-Аран, Каяташ и Биюк-Коль-Бурун. За Гасфортовским озером ландшафт окончательно становится пологим. Отсюда – всего 7 километров до Ялтинского кольца и конечной точки долгого пути. Дальше – город-герой Севастополь.
История трассы
Предтечей Южнобережного шоссе в Крыму была почтовая дорога из Симферополя в Ялту. Однако строить ее начали почти через 40 лет после визита на полуостров Екатерины Великой. Таврида нуждалась в таком пути, ведь никакого сообщения, кроме конного, не было. К слову, на ЮБК не имелось вообще никаких дорог. Исключительно «козьи тропы» через перевалы и грунтовка, и та только от Байдарских ворот до Севастополя.
Строительство началось в 1824 году по указу императора Александра Первого. Дорога была гравиевой. Руководил работами подполковник инженерной службы Шипилов. Вдохновителем был граф М.С. Воронцов. Ему, как никому другому, хотелось иметь сносную дорогу. Ведь в Алупке возводился его новый дворец.
Спустя два года, в 1826-м, появилась дорога, связавшая Симферополь и Алушту. В 1837-м закончили участок «Алушта – Ялта». Для дальнейших работ понадобилось еще 11 лет. В 1848 году через Байдарские ворота пролегла гравийная трасса от ЮБК до Севастополя. Так, на строительство «инфраструктуры» ушло 24 года и миллионы рублей.
В 1860 году было произведено улучшение дороги (подсыпка и т.п.). С 1928 по 1933 годы советский инженер Зинюхин инициировал первое в стране гудронирование трассы. Она стала еще более надежной. В конце 1930-х спрямили ряд поворотов и устранили оползни. Далее последовала Великая Отечественная, и молодому государству стало откровенно не до дорог.
Осенью 1958 года Совет Министров УССР принял решение соединить Симферополь с Ялтой троллейбусной линией. Это был беспрецедентный эксперимент. Он обошелся казне в 118 миллионов рублей, миллионы кубометров вынутого грунта, тысячи железобетонных опор, сотни километров электропроводов. В июне 1959-го по новой трассе уже побежали первые автомобили.
Титанические усилия принесли плоды через 11 месяцев с начала стройки. Троллейбусная трасса между Симферополем и Ялтой оказалась самой длинной в Европе, протянувшись на 95 километров. Ее символом стал тот самый троллейбус, что сейчас стоит на Ангарском перевале. Он и его «собратья» на 1990 год перевозили 10 миллионов пассажиров ежегодно.
Участок трассы «Ялта – Севастополь» появился много позже, в 1972-м. Считается, что инициатором строительства был товарищ Хрущев. Он якобы решил превзойти американскую дорогу, увиденную во время визита в США. По проекту, путь не должен был иметь закрытых поворотов и глухих туннелей. В связи с этим взорвали гору Кошка, а противооползневую галерею у Ласпи сделали открытой со стороны моря. Кстати, гору Дракон в Симеизе тоже хотели взорвать, но Хрущева вовремя отстранили от власти, и ящер устоял.
Идея западного участка современного Южнобережного шоссе в Крыму принадлежала инженеру Гарину-Михайловскому. На Ласпинском перевале установлена соответствующая памятная табличка. Однако проектировал инженер не автомобильную, а железную дорогу. Причем первым вариантом была ветка «Ялта – Бахчисарай», а только потом «Севастополь – Ялта».
Строительство началось в 1824 году по указу императора Александра Первого. Дорога была гравиевой. Руководил работами подполковник инженерной службы Шипилов. Вдохновителем был граф М.С. Воронцов. Ему, как никому другому, хотелось иметь сносную дорогу. Ведь в Алупке возводился его новый дворец.
Спустя два года, в 1826-м, появилась дорога, связавшая Симферополь и Алушту. В 1837-м закончили участок «Алушта – Ялта». Для дальнейших работ понадобилось еще 11 лет. В 1848 году через Байдарские ворота пролегла гравийная трасса от ЮБК до Севастополя. Так, на строительство «инфраструктуры» ушло 24 года и миллионы рублей.
В 1860 году было произведено улучшение дороги (подсыпка и т.п.). С 1928 по 1933 годы советский инженер Зинюхин инициировал первое в стране гудронирование трассы. Она стала еще более надежной. В конце 1930-х спрямили ряд поворотов и устранили оползни. Далее последовала Великая Отечественная, и молодому государству стало откровенно не до дорог.
Осенью 1958 года Совет Министров УССР принял решение соединить Симферополь с Ялтой троллейбусной линией. Это был беспрецедентный эксперимент. Он обошелся казне в 118 миллионов рублей, миллионы кубометров вынутого грунта, тысячи железобетонных опор, сотни километров электропроводов. В июне 1959-го по новой трассе уже побежали первые автомобили.
Титанические усилия принесли плоды через 11 месяцев с начала стройки. Троллейбусная трасса между Симферополем и Ялтой оказалась самой длинной в Европе, протянувшись на 95 километров. Ее символом стал тот самый троллейбус, что сейчас стоит на Ангарском перевале. Он и его «собратья» на 1990 год перевозили 10 миллионов пассажиров ежегодно.
Участок трассы «Ялта – Севастополь» появился много позже, в 1972-м. Считается, что инициатором строительства был товарищ Хрущев. Он якобы решил превзойти американскую дорогу, увиденную во время визита в США. По проекту, путь не должен был иметь закрытых поворотов и глухих туннелей. В связи с этим взорвали гору Кошка, а противооползневую галерею у Ласпи сделали открытой со стороны моря. Кстати, гору Дракон в Симеизе тоже хотели взорвать, но Хрущева вовремя отстранили от власти, и ящер устоял.
Идея западного участка современного Южнобережного шоссе в Крыму принадлежала инженеру Гарину-Михайловскому. На Ласпинском перевале установлена соответствующая памятная табличка. Однако проектировал инженер не автомобильную, а железную дорогу. Причем первым вариантом была ветка «Ялта – Бахчисарай», а только потом «Севастополь – Ялта».
Гурзуфский мост на ЮБШ
На участке Южнобережного шоссе в Крыму над Гурзуфом имеется еще один шедевр советской научной мысли – экспериментальный мост. Его построили в 1961 году по проекту Б. Барило. До этого трасса пролегала по склону горы, через опасный старый мостик над Авундой. Сегодня по этому месту почти никто не ездит – ветхие опоры и глубокая балка пугают даже аборигенов.
Гурзуфский мост явился чудом современной инженерии и архитектуры. Уникальная форма позволила сооружению прочно врезаться в горный массив, не боясь мощного давления почвы и камня. Он стал самым длинным изогнутым в Европе. Концы «дуги» направлены в сторону гор. Высота сооружения – 50 метров, протяженность – более 100 метров. Ширина при этом соответствует основной трассе.
На мосту организовано двустороннее движение в 2 полосы по каждому из направлений. Существуют и пешеходные дорожки, и высокие бордюры, и надежные ограждения, и светоотражающие элементы. С моста открываются великолепные виды на Гурзуфскую долину и горы. Говорят, если здесь повернуться лицом к морю и загадать желание, оно непременно сбудется.
Гурзуфский мост явился чудом современной инженерии и архитектуры. Уникальная форма позволила сооружению прочно врезаться в горный массив, не боясь мощного давления почвы и камня. Он стал самым длинным изогнутым в Европе. Концы «дуги» направлены в сторону гор. Высота сооружения – 50 метров, протяженность – более 100 метров. Ширина при этом соответствует основной трассе.
На мосту организовано двустороннее движение в 2 полосы по каждому из направлений. Существуют и пешеходные дорожки, и высокие бордюры, и надежные ограждения, и светоотражающие элементы. С моста открываются великолепные виды на Гурзуфскую долину и горы. Говорят, если здесь повернуться лицом к морю и загадать желание, оно непременно сбудется.
Заключение
Многие десятилетия Южнобережное шоссе в Крыму является главной транспортной артерией ЮБК. Добраться из столицы до Севастополя можно за 3 часа. До Ялты – менее чем за 2. По пути встречаются роскошные панорамы и даже памятники. Например, фонтаны Кутузовский и Лопан-Чокрак на перевале. Проезжая Демерджи, стоит вспомнить легенду о Катерине и рассмотреть ее профиль на склоне горы.
Путешествовать по ЮБШ не скучно, особенно из Симферополя в Ялту. Ведь за каждым поворотом – многовековая история и уникальные природные объекты. Одним своим существованием эта трасса доказывает, что на свете есть удивительно красивые дороги. Уверены, вы будете очень долго вспоминать эту 3-часовую поездку. Просто выйдите из машины, насладитесь видами и сделайте памятные фото.
В заключении нашей статьи посмотрите обзорное видео о ЮБШ.
Путешествовать по ЮБШ не скучно, особенно из Симферополя в Ялту. Ведь за каждым поворотом – многовековая история и уникальные природные объекты. Одним своим существованием эта трасса доказывает, что на свете есть удивительно красивые дороги. Уверены, вы будете очень долго вспоминать эту 3-часовую поездку. Просто выйдите из машины, насладитесь видами и сделайте памятные фото.
В заключении нашей статьи посмотрите обзорное видео о ЮБШ.
Поделиться