Тарханкутский маяк

Рейтинг: нет оценок
Адрес
Крым, Евпатория, с. Оленевка
Информация
Режим работы: Круглосуточно
Вид: Интересные места
Памятник: Истории, Архитектуры
Об объекте

Тарханкутский маяк

Тарханкутский маяк в Оленевке представляет собой значимую историческую достопримечательность Крымского полуострова. Он не просто красив, строен и стар, но прекрасно вписывается в ландшафт. Более того, является близнецом знаменитого Херсонесского маяка. Белоснежная громада венчает западную оконечность Тавриды и каждый год привлекает тысячи туристов.

Тарханкутский маяк

Содержание:

Тарханкутский маяк: где находится и как добраться

Маяк стоит на мысе Тарханкут. Всего в 5 километрах к северо-востоку от него лежит поселок Оленевка. Удобнее всего добираться сюда на автомобиле. Есть варианты арендовать машину, но места здесь заповедные, поэтому общественный транспорт предпочтительнее.
Стартовым пунктом путешествия к Тарханкутскому маяку, как правило, является Евпатория. Она находится в 100 километрах от достопримечательности. Поэтому весь путь нужно условно делить натрое. Первый участок – до Черноморского. К слову, в поселок ходят автобусы из столицы полуострова и Ялты. Правда, происходит это редко, не более 2-х раз в день. Лучше все же ехать через Евпаторию, так надежнее.
Из Черноморского нужно добраться до Оленевки (второй участок). Тут проблем не возникнет. От курортного поселка до маяка (часть третья) несложно дойти и пешком. Километров 5 (самое большее) по берегу – настоящее удовольствие, необременительная прогулка, подходящая путешественникам любого уровня подготовки. По дороге можно насладиться морскими панорамами Западного Крыма и вволю накупаться.



Координаты Тарханкутского маяка на географической карте: N 45.346903, E 32.494227.
Внимание: существует ежедневный автобусный рейс от железнодорожного вокзала Симферополя до автостанции Оленевки. Транспорт отходит в 8:45 и прибывает на место в 12:20. В обратном направлении отправляется в 13:36, возвращаясь в столицу к 17:20.

История возникновения

Первый маяк на Тарханкуте появился задолго до современного. Люди давно поняли ценность местной акватории и стали ее использовать. Чтобы навигация была успешной и максимально безопасной, на берегу устраивали каменную пирамиду. Потом на ее вершине разжигали и поддерживали исполинский костер.
Старый маяк находился ориентировочно в 5,2 километрах к северу от Оленевки. Об этом существуют исторические записи, а раскопки подтверждают их подлинность. Иначе не могло и быть. Ведь Тарханкут в Средневековье называли «Мысом бурь». Его скалистые берега и сильные штормы послужили причиной многих кораблекрушений. Поэтому в 1814 году власти приняли решение воздвигнуть в опасном месте капитальное сигнальное сооружение.

Тарханкутский маяк

Тарханкутский маяк строился в один год с Херсонесским (тоже стоит на мысе) и по одному проекту. Их часто путают, ведь в сущности эти сооружения идентичны, но с разной судьбой (севастопольскому повезло меньше). Наш сегодняшний «герой» был воздвигнут более 200 лет назад, в 1816-м. После этого лишь совершенствовал свою осветительную систему. Его внешний вид за столетия ничуть не изменился. 
Каменные инкерманские блоки для строительства везли с карьеров близ Севастополя. Материалы грузили на суда и доставляли до места самым коротким путем – морем. Возведение объекта шло в течение трех лет. В 1817-м маяк заступил на первое дежурство, в тот же июньский день, когда на него навесили и ввели в эксплуатацию осветительное оборудование и огромный колокол.

Тарханкутский маяк

Во время строительства Тарханкутского маяка развивалась и местная «инфраструктура». Вокруг башни возник небольшой поселочек, где проживали семьи обслуживающего персонала. Это были 12 человек команды: 11 матросов и 1 отставной военно-морской офицер. Уже к 1830 году прежде голый, безлюдный и негостеприимный мыс стал жилым и достаточно облагороженным местом. Единственное, чего не было у обитателей подворья, это вода. Ее приходилось возить за 6 верст из деревеньки Караджи.
Благоденствие и совершенствование маяка продолжались в течение многих десятилетий. Первое крупное разрушительное событие пришлось на 1927 год, когда Крым содрогнулся от серии мощных землетрясений и афтершоков. Башня качалась, как трава на ветру, но с честью выстояла, хотя в одной из стен наметилась трещина. Ее вскоре подлатали, не найдя более ничего, угрожающего конструкции. 
Вторая катастрофа едва не случилась в конце Великой Отечественной войны. Перед приходом фашистов на Тарханкут все работники маяка ушли на защиту Севастополя. Башня стояла практически заброшенной. Присматривали за ней лишь местные. Когда же гитлеровские войска в спешке начали отступать, то принялись за излюбленную политику «выжженной земли». Маяк чудом избежал печальной участи. 
Увидев, что фашисты бегут, двое пацанов из Оленевки, Карнаух Саша и Гузенко Вася, направились к маяку. Подойдя к берегу, увидели в темноте искру и кинулись к ней. Это оказался бикфордов шнур. Ребята быстро затушили смертельную нитку, а когда заглянули в колодец здания, нашли там взрывчатку. Так историческое сооружение осталось в сохранности.

Описание: от момента создания до наших дней

Описывать Тарханкутский маяк в Оленевке нужно с самых первых дней существования, поскольку до сегодняшнего момента он практически не изменился. 38-метровый белокаменный исполин все так же, как и 200 лет назад, неустанно смотрит в море, спасая жизни и внушая почтение.

Тарханкутский маяк

Первоначальный проект маяка (от 1814 года) предусматривал оборудование сигнальной части огромной лампой, имевшей 15 рефлекторов и столько же фитилей. В качестве горючего использовалось сурепное масло. Это был уникальный деревянный 10-угольный фонарь диаметром 3,3 метра. Внутренность для него, собственно катоптрическую лампу, привезли из Англии. В результате башня давала постоянный белый свет такой мощности, что луч был виден за 12 миль. 
Светильник пока был неподвижным, зафиксированный в одном направлении, из-за чего образовывались «мертвые зоны». Рядом с ним крепился колокол, бивший набат в плохую погоду. Сам прожектор в 1824 году заменили вращающимся аналогом. Диапазон его поворота составил 180о.
Новый виток прогресса коснулся маячного освещения в 1862 году. Башню снабдили диоптрическими линзами. Это был мощнейший на Черном море перворазрядный светооптический светильник. Он мог осветить сектор от мыса Урет до Карамруна. Заказали и привезли прибор из Парижа.

Тарханкутский маяк

Теперь дальность луча увеличилась до 13 миль. Однако возникло определенное неудобство: из-за низкокачественного масла на линзах постоянно скапливался слой нагара. Поэтому служителям приходилось 2 раза в ночь отключать освещение на 10-15 минут, чтобы очистить линзы.
Казалось бы, что может случиться за четверть часа? Однако нет, существует версия, что именно в такие минуты непроглядной темноты близ мыса в 1870-х годах потерпела крушение царская яхта «Ливадия». Чтобы несчастья не повторялись, в 1881 году на маяке была установлена новая уникальная лампа, не нуждающаяся в очищении.
В 1883-м Тарханкутский маяк обзавелся противотуманной сиреной, приводимой в действие сжатым воздухом. В 1934-м на нем появилась собственная радиоточка с дальностью сигнала в 300 километров. Спустя 36 лет башню укрепили и капитально отремонтировали. Вокруг нее появились новые жилые и технические помещения. 

Тарханкутский маяк

Тогда же, в 1970-м, комплекс возглавлял капитан Ю. Иванов. Он ударно взялся за облагораживание прилегающей территории и разбил на ней мини-парк. Засадил все вокруг зеленью и цветами. В работе ему помогали сотрудники Никитского сада. У маяка появились тамариски и сосны, платан и розы, миндаль и грецкие орехи. Для деток устроили игровые площадки, ясли и даже «лягушатник», наполняемый морской водой. Стройка шла силами маячников с привлечением художников и архитекторов.
В ноябре 1981 года разыгралась трагедия. Тарханкут оказался на пути мощного урагана. 8-метровые волны заливали берег, руша все на своем пути. Городок сильно пострадал. Однако сотрудники, как бы тяжело им ни было, восстановили свой дом. Сегодня мы видим местность у Тарханкутского маяка в Крыму такой же, как 40 лет назад.

Тарханкутский маяк

Сейчас маяк представляет собой сооружение I класса, оснащенное по последнему слову техники. Он включает световой и радиомаяк. Имеет звукосигнальную аппаратуру и навигационную систему среднего радиуса. Оборудован электропитанием (основным и дублирующим). Комплекс генерирует белый проблесковый огонь, видный с расстояния в 32 километра (или 17 миль). Звуковой сигнал слышен за 1825 метров.

Тарханкутский маяк

Внутри вьется чугунная лестница на 142 ступени, кстати, старинная. Башня – стратегический объект, поэтому попасть внутрь практически невозможно. Только чудом или посредством недюжинного личного обаяния. 

Заключение

О Тарханкутском маяке в Крыму, как ни странно, знают немногие. Интересуются – и того меньше. Увидеть его можно исключительно снаружи. Централизованных экскурсий сюда не водят. Можно только договориться с охраной в частном порядке. Однако расстраиваться не стоит, ведь в окрестностях башни так много поистине незабываемых чудес природы!

Тарханкутский маяк

Буквально в двух шагах начинается Тарханкутский заповедник. Если двинуться на юго-восток по побережью, встретится целая вереница потрясающих нерукотворных объектов. Это и знаменитый Грот любви, и стоящая прямо в море скала Черепаха, и невероятно живописное протяженное урочище Большой Атлеш
Далее – скала Крокодил, подводный музей Аллея вождей (посетить поможет дайвклуб Антарес) и многое другое, чем так богат крымский берег. Начните маршрут с Тарханкутского маяка и подарите себе встречу с прекрасным. Уверены, вам понравится!
Посмотрите интересное видео о Тарханкутском маяке в самой западной точке Крыма:


Дополнительно
Поделиться
Адрес
Крым, Евпатория, с. Оленевка
Информация
Режим работы: Круглосуточно
Вид: Интересные места
Памятник: Истории, Архитектуры
Тарханкутский маяк на карте Крыма

Чтобы узнать, как добраться, кликните по клавише «Построить маршрут». На карте появится окошко, в котором будет предложено автоматически определить ваше местоположение, кликнув по значку , либо вручную перетащить значок A на карту, откуда нужно проложить маршрут. Выберите, как добираться: на автомобиле, городском транспорте, либо пешком. В результате будет показан самый короткий и удобный путь.

Отзывы
Отзывов нет!
Для того, чтобы оставлять отзывы, необходимо авторизоваться:
Сообщить об ошибке
Достопримечательности
Нашли ошибку?
Сообщите нам об ошибке на сайте. Мы исправим её в ближайшее время!
Отправить
Информация
Города
Населенные пункты