- Весь Крым -
- Всё о Крыме -
- Старое Севастопольское шоссе Старое Севастопольское шоссе
Старое Севастопольское шоссе
Старое Севастопольское шоссе: детище графа Воронцова
Старое Севастопольское шоссе в Крыму – это автодорога регионального значения на юге – юго-западе полуострова. Располагается на территории ГФЗ Севастополь и в городском округе Ялта. В горной местности представляет собой классический серпантин. Частично совпадает с современной трассой. Проходит по поселкам Южного берега Крыма (ЮБК). От Ялты до Алупки пролегает ниже Южнобережного шоссе. Потом пересекает его и убегает вверх. В районе Гончарного сливается с ЮБШ.
После ввода в эксплуатацию современного ЮБШ в 1972 году протяженность пути официально сократилась почти вдвое – с 88 до 45,4 километра. Однако привлекательности старинная дорога не потеряла. Напротив, считается одним из самых кинематографичных мест. По ней и сегодня курсирует транспорт, а многие туристы считают своим долгом лично увидеть детище графа Воронцова – Старое Севастопольское шоссе в Крыму.
После ввода в эксплуатацию современного ЮБШ в 1972 году протяженность пути официально сократилась почти вдвое – с 88 до 45,4 километра. Однако привлекательности старинная дорога не потеряла. Напротив, считается одним из самых кинематографичных мест. По ней и сегодня курсирует транспорт, а многие туристы считают своим долгом лично увидеть детище графа Воронцова – Старое Севастопольское шоссе в Крыму.
Содержание:
Старое Севастопольское шоссе: где находится на карте
Современная топография считает началом Севастопольского шоссе дорожную развязку к востоку от села Гончарное. Сервис Wikimapia указывает этот участок как автодорогу «Гончарное – Ялта». Она начинается к юго-востоку от горы Домус-Аран. На западе остается Варнутская долина. На юге – хребет Сырт-Бель. С развязки трасса уходит на север, а еще через 250 метров – на восток, на территорию Байдарской долины.
Точка входа с севастопольского направления определяется координатами: 44.465075, 33.725464.
Чтобы попасть на Старое Севастопольское шоссе в Крыму из Ялты, нужно совершить левый поворот на развилке ЮБШ над городом. Отсюда начинается спуск на Ливадию. Эта точка находится в районе Старого кладбища и Вертолетной площадки. Немного дальше простирается территория санатория «Узбекистан», и устремляется в горы Бахчисарайское шоссе.
По правой стороне от развилки находится село Виноградное. На юго-востоке – Ливадийский дворец. На юго-западе – Нижнемогабинское водохранилище и гора Могаби. Вдоль всей трассы простирается Ялтинский заповедник.
Точка входа на Старое Севастопольское шоссе с ялтинского направления определяется координатами: 44.486488, 34.130028.
Ниже на карте показано Старое Севастопольское шоссе.
Точка входа с севастопольского направления определяется координатами: 44.465075, 33.725464.
Чтобы попасть на Старое Севастопольское шоссе в Крыму из Ялты, нужно совершить левый поворот на развилке ЮБШ над городом. Отсюда начинается спуск на Ливадию. Эта точка находится в районе Старого кладбища и Вертолетной площадки. Немного дальше простирается территория санатория «Узбекистан», и устремляется в горы Бахчисарайское шоссе.
По правой стороне от развилки находится село Виноградное. На юго-востоке – Ливадийский дворец. На юго-западе – Нижнемогабинское водохранилище и гора Могаби. Вдоль всей трассы простирается Ялтинский заповедник.
Точка входа на Старое Севастопольское шоссе с ялтинского направления определяется координатами: 44.486488, 34.130028.
Ниже на карте показано Старое Севастопольское шоссе.
История строительства дороги из Севастополя в Ялту
До того, как полуостров стал частью Российской империи, дорог на Южном берегу не было. Вернее, существовали только узкие грунтовки, по которым можно было пройти с караваном вьючного скота или верхом. Потом, в 1787 году, к знаменитому путешествию Екатерины Великой, дорогу все же построили. Она, пусть и временная, связала Севастополь с Байдарскими воротами.
Тракт потребовал от строителей поистине титанического труда, но продержался сравнительно недолго.
В конце XVIII века путешественник Петр Паллас в своих заметках написал, что указанная дорога уже начала разрушаться. Однако еще в начале 1830-х тракт пользовался высокой популярностью. По нему от Байдар до Севастополя курсировали различные экипажи. Это, по крайней мере, утверждал Шарль Монтандон. Он же свидетельствовал в пользу существования дороги из Ялты на Мшатку (гора). Примечательно, что такой путь есть сегодня, и он полностью совпадает с участком Севастопольского шоссе, проходящим вдоль Форосского канта.
С 1824 года по указу Александра Первого шло строительство гравиевой почтовой дороги «Симферополь – Ялта». В 1837-м настала очередь продолжить трассу до Севастополя. На нее ушло чуть меньше времени – 11 лет. Работы закончились только в 1848 году. Инициатором большого строительства стал граф М.С Воронцов, генерал-губернатор Новороссии. Причина такой активности оказалась весьма прозаической. У Воронцова в Алупке возводился собственный дворец, и удобные подъездные пути были нужны как воздух.
Каким бы ни был мотив, строительство началось. Работы легли на плечи военнослужащих Инженерного корпуса. Руководил процессом полковник Славич. В большинстве случаев за основу будущего шоссе брались уже существующие пути, проложенные между поселками. Трасса максимально вписывалась в рельеф. Дополнительная подсыпка не использовалась. Покрытие клали прямо на грунт.
Интересный факт! Согласно первому проекту, дорога выходила из Севастополя в сторону Балаклавы, а потом Соединительным шоссе сочленялась с основной трассой. Когда в 1875 году ввели в эксплуатацию железнодорожную ветку «Курск – Лозовая – Севастополь», трассу перепроложили восточнее, минуя Балаклаву.
Старое Севастопольское шоссе в Крыму стало настоящим спасением для полуострова. Благодаря ему не только упростилось перемещение людей, но и ускорилось почтовое сообщение. Были выстроены специальные станции. Их украшали и поддерживали в образцовом порядке (а ну как император проехати соизволит?). В Мисхоре, например, напротив почтовой станции возник красивый фонтан.
Кроме Мисхорской станции существовали и другие почтовые пункты. В частности, в Кекенеизе (ныне Оползневое), в Байдарах и Балаклаве. Севастопольская трасса была очень разветвленной, имела массу «придаточных» дорог, заходила во все населенные пункты и усадьбы на пути следования в Ялту.
Уже в 1889 году по новому шоссе было налажено сообщение мальпостом – почтовой каретой для легкой корреспонденции и пассажиров. Она курсировала трижды в день. Рейс обходился в 5-6 рублей. Работали и экипажи (по 25 рублей). Такой способ передвижения по современным меркам относился к классу «Люкс» и предполагал ночевку на Байдарских воротах или в селе Байдары (ныне Орлиное).
На заре XX века, в 1902-м, по Севастопольскому шоссе стали совершаться регулярные рейсы маршрутного транспорта. Из Ялты в Севастополь стало возможно доехать на почтовом тарантасе, на парном фаэтоне, конной тройкой, в ландо или на частном извозчике. Это были однодневные поездки (82 версты все-таки). Пассажирам предлагалось устроиться на ночлег в гостинице Байдарских ворот. Причем сообщение наладили настолько четко, что оно действовало круглый год независимо от времени суток. В 1911 году по Севастопольской трассе побежали первые автомобили и автобусы.
По состоянию на 1916 год Старое Севастопольское шоссе в Крыму представляло собой дорогу 3-саженной ширины (немногим менее 6 метров) с ограничительными столбиками и подпорными стенками. 2 сажени полотна были щебеночными. Остальная часть – грунтовая. Тракт являлся крайне неудобным с точки зрения стандартов начала XX века, ведь строился он для гужевых перевозок. Во-первых, недостаточная ширина (особенно в селах). Во-вторых, большая крутизна и малый поворотный радиус. Современный транспорт просто не имел возможности безопасно разъехаться.
В 1925 году на участке близ деревни Кучук-Кой (Бекетово, ныне Парковое), на южном склоне горы Ай-Петри, произошел очередной страшный оползень. Мощность слоя достигала 50 метров, а ширина – 1150. Стихия полностью засыпала часть шоссе. Впоследствии его пришлось прокладывать заново. Эти участки определяются по новому покрытию.
Был на Старом Севастопольском шоссе в Крыму и особый объект – туннель. Он находился в 3 верстах от Форосской церкви. 60-метровый «лаз» в горе сделали саперы при строительстве дороги. Именно данный туннель, а не прекрасный храм, некогда был визитной карточкой Фороса. Это заметно на многочисленных открытках начала XX века. Длинный транспортный коридор просуществовал до ноября 1941 года.
Во время боев за Крым его подорвали, а после войны расчистили склон окончательно. Ниже фото место, где был тоннель.
После запуска Южнобережного шоссе (ЮБШ) в 1972 году Севастопольская дорога утратила свое значение, но используется для связи между поселками до сих пор.
Тракт потребовал от строителей поистине титанического труда, но продержался сравнительно недолго.
В конце XVIII века путешественник Петр Паллас в своих заметках написал, что указанная дорога уже начала разрушаться. Однако еще в начале 1830-х тракт пользовался высокой популярностью. По нему от Байдар до Севастополя курсировали различные экипажи. Это, по крайней мере, утверждал Шарль Монтандон. Он же свидетельствовал в пользу существования дороги из Ялты на Мшатку (гора). Примечательно, что такой путь есть сегодня, и он полностью совпадает с участком Севастопольского шоссе, проходящим вдоль Форосского канта.
С 1824 года по указу Александра Первого шло строительство гравиевой почтовой дороги «Симферополь – Ялта». В 1837-м настала очередь продолжить трассу до Севастополя. На нее ушло чуть меньше времени – 11 лет. Работы закончились только в 1848 году. Инициатором большого строительства стал граф М.С Воронцов, генерал-губернатор Новороссии. Причина такой активности оказалась весьма прозаической. У Воронцова в Алупке возводился собственный дворец, и удобные подъездные пути были нужны как воздух.
Каким бы ни был мотив, строительство началось. Работы легли на плечи военнослужащих Инженерного корпуса. Руководил процессом полковник Славич. В большинстве случаев за основу будущего шоссе брались уже существующие пути, проложенные между поселками. Трасса максимально вписывалась в рельеф. Дополнительная подсыпка не использовалась. Покрытие клали прямо на грунт.
Интересный факт! Согласно первому проекту, дорога выходила из Севастополя в сторону Балаклавы, а потом Соединительным шоссе сочленялась с основной трассой. Когда в 1875 году ввели в эксплуатацию железнодорожную ветку «Курск – Лозовая – Севастополь», трассу перепроложили восточнее, минуя Балаклаву.
Старое Севастопольское шоссе в Крыму стало настоящим спасением для полуострова. Благодаря ему не только упростилось перемещение людей, но и ускорилось почтовое сообщение. Были выстроены специальные станции. Их украшали и поддерживали в образцовом порядке (а ну как император проехати соизволит?). В Мисхоре, например, напротив почтовой станции возник красивый фонтан.
Кроме Мисхорской станции существовали и другие почтовые пункты. В частности, в Кекенеизе (ныне Оползневое), в Байдарах и Балаклаве. Севастопольская трасса была очень разветвленной, имела массу «придаточных» дорог, заходила во все населенные пункты и усадьбы на пути следования в Ялту.
Уже в 1889 году по новому шоссе было налажено сообщение мальпостом – почтовой каретой для легкой корреспонденции и пассажиров. Она курсировала трижды в день. Рейс обходился в 5-6 рублей. Работали и экипажи (по 25 рублей). Такой способ передвижения по современным меркам относился к классу «Люкс» и предполагал ночевку на Байдарских воротах или в селе Байдары (ныне Орлиное).
На заре XX века, в 1902-м, по Севастопольскому шоссе стали совершаться регулярные рейсы маршрутного транспорта. Из Ялты в Севастополь стало возможно доехать на почтовом тарантасе, на парном фаэтоне, конной тройкой, в ландо или на частном извозчике. Это были однодневные поездки (82 версты все-таки). Пассажирам предлагалось устроиться на ночлег в гостинице Байдарских ворот. Причем сообщение наладили настолько четко, что оно действовало круглый год независимо от времени суток. В 1911 году по Севастопольской трассе побежали первые автомобили и автобусы.
По состоянию на 1916 год Старое Севастопольское шоссе в Крыму представляло собой дорогу 3-саженной ширины (немногим менее 6 метров) с ограничительными столбиками и подпорными стенками. 2 сажени полотна были щебеночными. Остальная часть – грунтовая. Тракт являлся крайне неудобным с точки зрения стандартов начала XX века, ведь строился он для гужевых перевозок. Во-первых, недостаточная ширина (особенно в селах). Во-вторых, большая крутизна и малый поворотный радиус. Современный транспорт просто не имел возможности безопасно разъехаться.
В 1925 году на участке близ деревни Кучук-Кой (Бекетово, ныне Парковое), на южном склоне горы Ай-Петри, произошел очередной страшный оползень. Мощность слоя достигала 50 метров, а ширина – 1150. Стихия полностью засыпала часть шоссе. Впоследствии его пришлось прокладывать заново. Эти участки определяются по новому покрытию.
Был на Старом Севастопольском шоссе в Крыму и особый объект – туннель. Он находился в 3 верстах от Форосской церкви. 60-метровый «лаз» в горе сделали саперы при строительстве дороги. Именно данный туннель, а не прекрасный храм, некогда был визитной карточкой Фороса. Это заметно на многочисленных открытках начала XX века. Длинный транспортный коридор просуществовал до ноября 1941 года.
Во время боев за Крым его подорвали, а после войны расчистили склон окончательно. Ниже фото место, где был тоннель.
После запуска Южнобережного шоссе (ЮБШ) в 1972 году Севастопольская дорога утратила свое значение, но используется для связи между поселками до сих пор.
Описание Старого Севастопольского шоссе
Старое Севастопольское шоссе в Крыму (35К-022) – одна из красивейших дорог. Каждый житель постсоветского пространства видел ее в фильме «Кавказская пленница». Сегодня протяженность трассы составляет 45,4 километра. Это объясняется тем, что до пересечения с ЮБШ (в Алупке) она меняет имена, а где-то совершенно утратила прежний облик после многочисленных перестроек. За Форосской церковью, у кордона «Маккензи», и вовсе становится просто автодорогой «Гончарное – Ялта».
Севастопольское шоссе, современное и широкое, бежит из Ялты на запад. Мелькает среди зелени Ливадии. Врывается в Ореанду. Минуя Ай-Николу и Крестовую гору, огибает церковь Арх. Михаила.
Оставляет внизу Курпаты. В Гаспре стелется лентой рядом с Юсуповским дворцом. Пронзает Кореиз, Алупку с Воронцовским парком и подступает к ЮБШ. Именно там, за асфальтовым монолитом современной скоростной дороги, начинается царство истории – Старое Севастопольское шоссе в Крыму.
Трасса проникает в Ялтинский заповедник и стремительно взбирается на гору, огибая кладбище. Справа подступает жилая застройка района Касимовка, который есть не на всех картах. Слева простирается прекраснейшая морская панорама, а над всем этим великолепием и пеной изумрудной зелени стоит безмолвным стражем Ай-Петринская яйла.
Узкая дорога вьется бесконечным серпантином. Огибает село Голубой залив (ранее – Лимена), расположенный в живописном амфитеатре, созданном горной грядой и речной долиной Лименки. Перед Оползневым начинается самый красивый участок шоссе.
Справа просматривается хребет Хырлар, левее – горы Шейтан-Хая и Кара-Баир. Еще з западу – вершина Морчека и перевал Керезла. Через него проходит туристическая тропа, по которой достаточно просто подняться на Ай-Петринскую яйлу.
В районе села Олива высится вершина Кастропольская, а за ней – настоящая альпинистская жемчужина – гора Мердвен-Каясы. Рядом – перевал Шайтан-Мердвен, что в переводе с татарского означает «чертова лестница».
Этот путь известен со времен Античности. Им пользовались римляне для перехода из крепости Харакс в Херсонес. За безопасностью маршрута с соседнего отрога, из цитадели Иссар, наблюдал караул. Виды отсюда открываются и впрямь умопомрачительные.
Протяженность Чертовой лестницы – порядка 250 метров. Ее верхняя площадка располагается на 587-метровой высоте. Сюда можно подняться минут за 20, но и это неподготовленным путешественниками стоит многих усилий. Близ скалы Хергиани имеется маленький мостик. Вход на тропу – рядом с ним. Пропустить указатель нереально – настолько стильно и необычно он выполнен.
Тропа наверх опасна, требует максимальной осторожности. Однако стоит смотреть не только под ноги, но и вокруг. Ведь по пути попадаются остатки парных колей и боковых стен. Дорогу проторили римские повозки, а неведомые строители сумели создать ограждения, которые впечатляют до сих пор.
Ближе к Форосу к Старому Севастопольскому шоссе в Крыму вплотную подступают склоны гор Кильсе-Бурун, Мшатки и Форосского канта. Дорога поднимается на Кызыл-Кая и открывает взору зависшую над пропастью Форосскую церковь.
Следующая важная достопримечательность на маршруте – легендарные Байдарские ворота. На здешней смотровой загадывают желания, и они непременно сбываются.
Дальше дорога уходит на север, петляет меж невысоких гор. Вступает в Орлиное, минует Широкое и соединяется близ Гончарного с Южнобережным шоссе. Снова становится современной, скоростной и теряет свой имперский колорит.
Севастопольское шоссе, современное и широкое, бежит из Ялты на запад. Мелькает среди зелени Ливадии. Врывается в Ореанду. Минуя Ай-Николу и Крестовую гору, огибает церковь Арх. Михаила.
Оставляет внизу Курпаты. В Гаспре стелется лентой рядом с Юсуповским дворцом. Пронзает Кореиз, Алупку с Воронцовским парком и подступает к ЮБШ. Именно там, за асфальтовым монолитом современной скоростной дороги, начинается царство истории – Старое Севастопольское шоссе в Крыму.
Трасса проникает в Ялтинский заповедник и стремительно взбирается на гору, огибая кладбище. Справа подступает жилая застройка района Касимовка, который есть не на всех картах. Слева простирается прекраснейшая морская панорама, а над всем этим великолепием и пеной изумрудной зелени стоит безмолвным стражем Ай-Петринская яйла.
Узкая дорога вьется бесконечным серпантином. Огибает село Голубой залив (ранее – Лимена), расположенный в живописном амфитеатре, созданном горной грядой и речной долиной Лименки. Перед Оползневым начинается самый красивый участок шоссе.
Справа просматривается хребет Хырлар, левее – горы Шейтан-Хая и Кара-Баир. Еще з западу – вершина Морчека и перевал Керезла. Через него проходит туристическая тропа, по которой достаточно просто подняться на Ай-Петринскую яйлу.
В районе села Олива высится вершина Кастропольская, а за ней – настоящая альпинистская жемчужина – гора Мердвен-Каясы. Рядом – перевал Шайтан-Мердвен, что в переводе с татарского означает «чертова лестница».
Этот путь известен со времен Античности. Им пользовались римляне для перехода из крепости Харакс в Херсонес. За безопасностью маршрута с соседнего отрога, из цитадели Иссар, наблюдал караул. Виды отсюда открываются и впрямь умопомрачительные.
Протяженность Чертовой лестницы – порядка 250 метров. Ее верхняя площадка располагается на 587-метровой высоте. Сюда можно подняться минут за 20, но и это неподготовленным путешественниками стоит многих усилий. Близ скалы Хергиани имеется маленький мостик. Вход на тропу – рядом с ним. Пропустить указатель нереально – настолько стильно и необычно он выполнен.
Тропа наверх опасна, требует максимальной осторожности. Однако стоит смотреть не только под ноги, но и вокруг. Ведь по пути попадаются остатки парных колей и боковых стен. Дорогу проторили римские повозки, а неведомые строители сумели создать ограждения, которые впечатляют до сих пор.
Ближе к Форосу к Старому Севастопольскому шоссе в Крыму вплотную подступают склоны гор Кильсе-Бурун, Мшатки и Форосского канта. Дорога поднимается на Кызыл-Кая и открывает взору зависшую над пропастью Форосскую церковь.
Следующая важная достопримечательность на маршруте – легендарные Байдарские ворота. На здешней смотровой загадывают желания, и они непременно сбываются.
Дальше дорога уходит на север, петляет меж невысоких гор. Вступает в Орлиное, минует Широкое и соединяется близ Гончарного с Южнобережным шоссе. Снова становится современной, скоростной и теряет свой имперский колорит.
Заключение
Старое Севастопольское шоссе в Крыму не заброшено. Оно живет и дышит, связывая горные поселки. Порой его ремонтируют и даже обновляют разметку. На серпантине частенько проходит местное ралли, причем вполне официально. Тренируются спортсмены-гонщики. Несколько участков стали природными декорациями для знаменитой комедии Гайдая, а Виктор Шамиров снимал тут своих «Дикарей».
Дорога потрясающе живописна. Она струится прямо у подножия гор, опасно ныряя под каменные козырьки. Здесь сотни поворотов, и каждый уникален. Иногда ветви старых деревьев смыкаются над головой, образуя настоящие темные туннели. Открытые участки дарят панораму на 180 градусов: справа и слева – морская синева и кукольные домики поселков, за спиной – скальные исполины, испещренные языками оползней. Глядя с высоты на узкое шоссе, ясно понимаешь, что этот край невозможно не любить.
В заключении нашей статьи посмотрите видео экскурсию по старой дороге от Байдаских ворот до Ялты.
Дорога потрясающе живописна. Она струится прямо у подножия гор, опасно ныряя под каменные козырьки. Здесь сотни поворотов, и каждый уникален. Иногда ветви старых деревьев смыкаются над головой, образуя настоящие темные туннели. Открытые участки дарят панораму на 180 градусов: справа и слева – морская синева и кукольные домики поселков, за спиной – скальные исполины, испещренные языками оползней. Глядя с высоты на узкое шоссе, ясно понимаешь, что этот край невозможно не любить.
В заключении нашей статьи посмотрите видео экскурсию по старой дороге от Байдаских ворот до Ялты.
Поделиться