1. Весь Крым
  2. -
  3. Всё о Крыме
  4. -
  5. Старое Севастопольское шоссе

Старое Севастопольское шоссе

Старое Севастопольское шоссе: детище графа Воронцова

Старое Севастопольское шоссе в Крыму – это автодорога регионального значения на юге – юго-западе полуострова. Располагается на территории ГФЗ Севастополь и в городском округе Ялта. В горной местности представляет собой классический серпантин. Частично совпадает с современной трассой. Проходит по поселкам Южного берега Крыма (ЮБК). От Ялты до Алупки пролегает ниже Южнобережного шоссе. Потом пересекает его и убегает вверх. В районе Гончарного сливается с ЮБШ.

Старое Севастопольское шоссе Крым
 
После ввода в эксплуатацию современного ЮБШ в 1972 году протяженность пути официально сократилась почти вдвое – с 88 до 45,4 километра. Однако привлекательности старинная дорога не потеряла. Напротив, считается одним из самых кинематографичных мест. По ней и сегодня курсирует транспорт, а многие туристы считают своим долгом лично увидеть детище графа Воронцова – Старое Севастопольское шоссе в Крыму.

Содержание:

Старое Севастопольское шоссе: где находится на карте

Современная топография считает началом Севастопольского шоссе дорожную развязку к востоку от села Гончарное. Сервис Wikimapia указывает этот участок как автодорогу «Гончарное – Ялта». Она начинается к юго-востоку от горы Домус-Аран. На западе остается Варнутская долина. На юге – хребет Сырт-Бель. С развязки трасса уходит на север, а еще через 250 метров – на восток, на территорию Байдарской долины.
Точка входа с севастопольского направления определяется координатами: 44.465075, 33.725464.
Чтобы попасть на Старое Севастопольское шоссе в Крыму из Ялты, нужно совершить левый поворот на развилке ЮБШ над городом. Отсюда начинается спуск на Ливадию. Эта точка находится в районе Старого кладбища и Вертолетной площадки. Немного дальше простирается территория санатория «Узбекистан», и устремляется в горы Бахчисарайское шоссе. 
По правой стороне от развилки находится село Виноградное. На юго-востоке – Ливадийский дворец. На юго-западе – Нижнемогабинское водохранилище и гора Могаби. Вдоль всей трассы простирается Ялтинский заповедник
Точка входа на Старое Севастопольское шоссе с ялтинского направления определяется координатами: 44.486488, 34.130028.
Ниже на карте показано Старое Севастопольское шоссе.






История строительства дороги из Севастополя в Ялту

До того, как полуостров стал частью Российской империи, дорог на Южном берегу не было. Вернее, существовали только узкие грунтовки, по которым можно было пройти с караваном вьючного скота или верхом. Потом, в 1787 году, к знаменитому путешествию Екатерины Великой, дорогу все же построили. Она, пусть и временная, связала Севастополь с Байдарскими воротами.

Байдарские ворота на старой севастопольской дороге

Тракт потребовал от строителей поистине титанического труда, но продержался сравнительно недолго. 
В конце XVIII века путешественник Петр Паллас в своих заметках написал, что указанная дорога уже начала разрушаться. Однако еще в начале 1830-х тракт пользовался высокой популярностью. По нему от Байдар до Севастополя курсировали различные экипажи. Это, по крайней мере, утверждал Шарль Монтандон. Он же свидетельствовал в пользу существования дороги из Ялты на Мшатку (гора). Примечательно, что такой путь есть сегодня, и он полностью совпадает с участком Севастопольского шоссе, проходящим вдоль Форосского канта.
С 1824 года по указу Александра Первого шло строительство гравиевой почтовой дороги «Симферополь – Ялта». В 1837-м настала очередь продолжить трассу до Севастополя. На нее ушло чуть меньше времени – 11 лет. Работы закончились только в 1848 году. Инициатором большого строительства стал граф М.С Воронцов, генерал-губернатор Новороссии. Причина такой активности оказалась весьма прозаической. У Воронцова в Алупке возводился собственный дворец, и удобные подъездные пути были нужны как воздух. 
Каким бы ни был мотив, строительство началось. Работы легли на плечи военнослужащих Инженерного корпуса. Руководил процессом полковник Славич. В большинстве случаев за основу будущего шоссе брались уже существующие пути, проложенные между поселками. Трасса максимально вписывалась в рельеф. Дополнительная подсыпка не использовалась. Покрытие клали прямо на грунт.
Интересный факт! Согласно первому проекту, дорога выходила из Севастополя в сторону Балаклавы, а потом Соединительным шоссе сочленялась с основной трассой. Когда в 1875 году ввели в эксплуатацию железнодорожную ветку «Курск – Лозовая – Севастополь», трассу перепроложили восточнее, минуя Балаклаву.
Старое Севастопольское шоссе в Крыму стало настоящим спасением для полуострова. Благодаря ему не только упростилось перемещение людей, но и ускорилось почтовое сообщение. Были выстроены специальные станции. Их украшали и поддерживали в образцовом порядке (а ну как император проехати соизволит?). В Мисхоре, например, напротив почтовой станции возник красивый фонтан. 

Фонтан на Старом Севастопольском шоссе

Кроме Мисхорской станции существовали и другие почтовые пункты. В частности, в Кекенеизе (ныне Оползневое), в Байдарах и Балаклаве. Севастопольская трасса была очень разветвленной, имела массу «придаточных» дорог, заходила во все населенные пункты и усадьбы на пути следования в Ялту. 
Уже в 1889 году по новому шоссе было налажено сообщение мальпостом – почтовой каретой для легкой корреспонденции и пассажиров. Она курсировала трижды в день. Рейс обходился в 5-6 рублей. Работали и экипажи (по 25 рублей). Такой способ передвижения по современным меркам относился к классу «Люкс» и предполагал ночевку на Байдарских воротах или в селе Байдары (ныне Орлиное).
На заре XX века, в 1902-м, по Севастопольскому шоссе стали совершаться регулярные рейсы маршрутного транспорта. Из Ялты в Севастополь стало возможно доехать на почтовом тарантасе, на парном фаэтоне, конной тройкой, в ландо или на частном извозчике. Это были однодневные поездки (82 версты все-таки). Пассажирам предлагалось устроиться на ночлег в гостинице Байдарских ворот. Причем сообщение наладили настолько четко, что оно действовало круглый год независимо от времени суток. В 1911 году по Севастопольской трассе побежали первые автомобили и автобусы.  
По состоянию на 1916 год Старое Севастопольское шоссе в Крыму представляло собой дорогу 3-саженной ширины (немногим менее 6 метров) с ограничительными столбиками и подпорными стенками. 2 сажени полотна были щебеночными. Остальная часть – грунтовая. Тракт являлся крайне неудобным с точки зрения стандартов начала XX века, ведь строился он для гужевых перевозок. Во-первых, недостаточная ширина (особенно в селах). Во-вторых, большая крутизна и малый поворотный радиус. Современный транспорт просто не имел возможности безопасно разъехаться. 
В 1925 году на участке близ деревни Кучук-Кой (Бекетово, ныне Парковое), на южном склоне горы Ай-Петри, произошел очередной страшный оползень. Мощность слоя достигала 50 метров, а ширина – 1150. Стихия полностью засыпала часть шоссе. Впоследствии его пришлось прокладывать заново. Эти участки определяются по новому покрытию.
Был на Старом Севастопольском шоссе в Крыму и особый объект – туннель. Он находился в 3 верстах от Форосской церкви. 60-метровый «лаз» в горе сделали саперы при строительстве дороги. Именно данный туннель, а не прекрасный храм, некогда был визитной карточкой Фороса. Это заметно на многочисленных открытках начала XX века. Длинный транспортный коридор просуществовал до ноября 1941 года.

Тоннель на Старом Севастопольском шоссе

Во время боев за Крым его подорвали, а после войны расчистили склон окончательно. Ниже фото место, где был тоннель.

Старое Севастопольское шоссе где был тоннель

После запуска Южнобережного шоссе (ЮБШ) в 1972 году Севастопольская дорога утратила свое значение, но используется для связи между поселками до сих пор.

Описание Старого Севастопольского шоссе

Старое Севастопольское шоссе в Крыму (35К-022) – одна из красивейших дорог. Каждый житель постсоветского пространства видел ее в фильме «Кавказская пленница». Сегодня протяженность трассы составляет 45,4 километра. Это объясняется тем, что до пересечения с ЮБШ (в Алупке) она меняет имена, а где-то совершенно утратила прежний облик после многочисленных перестроек. За Форосской церковью, у кордона «Маккензи», и вовсе становится просто автодорогой «Гончарное – Ялта».
Севастопольское шоссе, современное и широкое, бежит из Ялты на запад. Мелькает среди зелени Ливадии. Врывается в Ореанду. Минуя Ай-Николу и Крестовую гору, огибает церковь Арх. Михаила.

Храм Архангела Михаила на Старом Севастопольском шоссе

Оставляет внизу Курпаты. В Гаспре стелется лентой рядом с Юсуповским дворцом. Пронзает Кореиз, Алупку с Воронцовским парком и подступает к ЮБШ. Именно там, за асфальтовым монолитом современной скоростной дороги, начинается царство истории – Старое Севастопольское шоссе в Крыму.
Трасса проникает в Ялтинский заповедник и стремительно взбирается на гору, огибая кладбище. Справа подступает жилая застройка района Касимовка, который есть не на всех картах. Слева простирается прекраснейшая морская панорама, а над всем этим великолепием и пеной изумрудной зелени стоит безмолвным стражем Ай-Петринская яйла. 

Старое Севастопольское шоссе осенью

Узкая дорога вьется бесконечным серпантином. Огибает село Голубой залив (ранее – Лимена), расположенный в живописном амфитеатре, созданном горной грядой и речной долиной Лименки. Перед Оползневым начинается самый красивый участок шоссе.
Справа просматривается хребет Хырлар, левее – горы Шейтан-Хая и Кара-Баир. Еще з западу – вершина Морчека и перевал Керезла. Через него проходит туристическая тропа, по которой достаточно просто подняться на Ай-Петринскую яйлу.

Ай-Петри на Старом Севастопольском шоссе

В районе села Олива высится вершина Кастропольская, а за ней – настоящая альпинистская жемчужина – гора Мердвен-Каясы. Рядом – перевал Шайтан-Мердвен, что в переводе с татарского означает «чертова лестница».

Чертова лестница на Старом Севастопольском шоссе

Этот путь известен со времен Античности. Им пользовались римляне для перехода из крепости Харакс в Херсонес. За безопасностью маршрута с соседнего отрога, из цитадели Иссар, наблюдал караул. Виды отсюда открываются и впрямь умопомрачительные.
Протяженность Чертовой лестницы – порядка 250 метров. Ее верхняя площадка располагается на 587-метровой высоте. Сюда можно подняться минут за 20, но и это неподготовленным путешественниками стоит многих усилий. Близ скалы Хергиани имеется маленький мостик. Вход на тропу – рядом с ним. Пропустить указатель нереально – настолько стильно и необычно он выполнен. 
Тропа наверх опасна, требует максимальной осторожности. Однако стоит смотреть не только под ноги, но и вокруг. Ведь по пути попадаются остатки парных колей и боковых стен. Дорогу проторили римские повозки, а неведомые строители сумели создать ограждения, которые впечатляют до сих пор.
Ближе к Форосу к Старому Севастопольскому шоссе в Крыму вплотную подступают склоны гор Кильсе-Бурун, Мшатки и Форосского канта. Дорога поднимается на Кызыл-Кая и открывает взору зависшую над пропастью Форосскую церковь.

Форосская церковь на Старом Севастопольском шоссе

Следующая важная достопримечательность на маршруте – легендарные Байдарские ворота. На здешней смотровой загадывают желания, и они непременно сбываются. 

Байдарские ворота на старом севастопольском шоссе

Дальше дорога уходит на север, петляет меж невысоких гор. Вступает в Орлиное, минует Широкое и соединяется близ Гончарного с Южнобережным шоссе. Снова становится современной, скоростной и теряет свой имперский колорит.

Заключение

Старое Севастопольское шоссе в Крыму не заброшено. Оно живет и дышит, связывая горные поселки. Порой его ремонтируют и даже обновляют разметку. На серпантине частенько проходит местное ралли, причем вполне официально. Тренируются спортсмены-гонщики. Несколько участков стали природными декорациями для знаменитой комедии Гайдая, а Виктор Шамиров снимал тут своих «Дикарей».
Дорога потрясающе живописна. Она струится прямо у подножия гор, опасно ныряя под каменные козырьки. Здесь сотни поворотов, и каждый уникален. Иногда ветви старых деревьев смыкаются над головой, образуя настоящие темные туннели. Открытые участки дарят панораму на 180 градусов: справа и слева – морская синева и кукольные домики поселков, за спиной – скальные исполины, испещренные языками оползней. Глядя с высоты на узкое шоссе, ясно понимаешь, что этот край невозможно не любить.
В заключении нашей статьи посмотрите видео экскурсию по старой дороге от Байдаских ворот до Ялты.



Поделиться
Все статьи
Отзывы
Отзывов нет!
Для того, чтобы оставлять отзывы, необходимо авторизоваться:
Информация
Города
Населенные пункты